?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Про номенклатуру и стандарты вопрос
businesss_girl
В общем, у меня тут очередная "сбыча мечты". Давно мечтала сделать в нашей рабочей базе красивую номенклатуру. Чтобы все по стандарту, красиво, никаких лишних пробелов и непонятной инфы, ну и соответственно свести пересортицу в ноль.
Когда магазин открывался - мне честно и искренне пообещали, что я к нему отношения иметь не буду. Но "не так сталося, як гадалося"
Суть в чем - начинали мы работать с одним конкретным поставщиком. И чтобы сильно не заморачиваться - запросили у него перечень номенклатуры и загрузили в свою базу.
Не учли только, что это основной продавец техники в области, и больше половины видов техники мы даже не планировали продавать (а часть до сих пор не знаем, что такое). Еще дофига устаревшего всего, причем целыми десятками (к примеру, флешки еще на 128 мб в прайсе в огромном ассортименте) и всякое такое.
Плюс пока ставили работу - текучка, люди менялись, обучения толком не было, да и обучать не было кому - сами только со временем разобрались, как правильно и как удобно, в итоге этот бардак проще снести, чем разгрести.
Сейчас в чистую красивую базу вношу чистую красивую номенклатуру.
И столкнулась с двумя вопросами - никакого общего стандарта наименований я так и не нашла для, к примеру, комп. запчастей. Да ни для чего не нашла. Каждый производитель пишет по-своему (причем, иногда застрелиться проще, чем в прайсе что-то нужное найти). Такого нету, или я плохо искала?
И второй - ну делаем мы сейчас этот перечень для себя. Отталкиваясь от своего ассортимента, ориентируясь на то, чтобы было удобно, понятно и застраховано от ошибок и задвоений. То есть сейчас, не спеша, продумали перечень, группы, подгруппы, наименования. Основное, конечно, наименование - основные характеристики, на которые ориентируются люди при покупке и мы при заказе, чтобы было удобно смотреть остатки, в общем, придумываем стандарт. Он у меня записан в блокноте. Потом, согласно ему, заношу список в программу.
Но это мы сейчас делаем только для товара, который есть в наличии. А при новых поступлениях менеджерам придется новые позиции заносить самим, причем в спешке. Как тогда свериться со стандартом? Не в моем же блокноте записи искать? И не в вордовском документе. И по аналогии не всегда все посмотреть можно, есть свои нюансы по штрих-кодам и по номенклатурным группам.
В общем, как правильно этим стандартом пользоваться потом? в чем его хранить?


  • 1
Увы.
Не бывает.

Либо глубина вложенности кончается либо еще чего.
А в общем случае вырождается заполнение накладных через поиск.

Если нет специального человека, который будет бить по рукам и следить, заодно решая идиотские вопросы вида "есть группа "брелки", есть группа "фонарики", есть группа "флешки" куда сунуть USB фонарик-брелок-флешку? Сунука я ее в группу "подарки"!"

Очень не правильно. Какое основное назначение этого предмета? Будут ли платить дополнительные деньги за фонарик, который может что-то еще и помнить? Нет, никогда.
Поэтому это только и исключительно флешка, даже если кто-то и купит чисто как брелок. Поэтому брелок - это форм-фактор флешки.

Не-а, в том то и беда, что у товара может быть одновременно несколько свойств, по которым мы нарезаем множество признаков.
Это красками торговать легко у них есть вполне себе однозначный цвет, состав, объем тары.
А вот к примеру книгу "сборник приключенчески-юмористических-детективов с элементами мистики" куды пихать будем?
реальный мир плохо описывается одномерными деревьями свойств.

И, да, я согласен, что надо стараться придумать иерархию, которая описывает большинство сущностей....
Но увы на этом пути есть несколько объективных проблем:
1. множество равнозначных свойств у одного материального объекта
2. отсутствие уже описанных свойств у объекта, который надо вновь ввести
3. люди ленивы - им глубина дерева более 3-4 уровней - сложней текстового поиска.
3.1. люди ленивы. не найдя вводимого товара в паре "очевидных" категорий они почти наверняка заведут дубликат.
4. будет регулярно бесить ситуация, что нет возможности вывести "все крсненькие ноутбуки", все "флешки на 32гига с веревочкой", "мониторы с колонками всех производителей". и т.п.


Т.е. в идеале мы приходим к системе, в которой используется не древовидная структура карточек, а линейная база, у которой к каждому товару привязано произвольное количество свойств и по всему этому зоопарку осуществляется полнотекстовый нестрогий поиск с динамическим выводом.

PS. как мы можем легко заметить - каталоги Интернета почти вымерли, а поисковики процветают. :)

Edited at 2015-01-11 12:39 am (UTC)

Про каталоги и поисковики - в точку) Как и про лень)
Ну с группами стараюсь не переусердствовать, только необходимый нам минимум, плюс в 1С иерархический просмотр без проблем отключается, и можно как через поисковик искать, но для этого надо правильно записывать, вот и делаем стандарт заполнения.
Вопрос в том - как им правильно пользоваться, где хранить?

Вот-вот, это я и имею ввиду)
Например, разбирали вчера мелочевку, есть группа кабели, есть группа переходники, куда сунуть кабель-переходник?
Решили, что в переходники, это основное свойство.
Но это же где-то надо зафиксировать, причем, чтобы находилось легко. Учитывая немаленький ассортимент - распечатка отпадает, никто ее листать не будет.


Если только в самой 1с, прямо в справочнике, подсказки доработать, в каждой группе товара...
Надо подумать

Расширения в 10 позиций вполне достаточно. Просто никто не мешает углублять названия. Тогда (предполагаю), количество записей на глубину 10 уровней составит порядка 10 в десятой степени строчек, это примерно.... около.. до фига, короче.
Тут не нужно путать два одновременных действия. Возможное несовершенство базы и человеческий фактор. Любой вопль сотрудника/цы, который выразится в словах "Классная розовая штучка", и будет внесен в базу под словом Розовая/ый/ое должен быть немедленно уволен за тупость, и затраты по исправлению возможных документов и базы должны быть отнесены на его счет.
Несоответствие в названиях - это следствие дуализма самих вещей. Производители вырабатывают продукцию, но вы приобретаете ее как товар. Могу я использовать системный блок как якорь при катании на лодке? Вполне, и я буду считать что у меня на лодке есть якорь. Но производитель не согласовывал со мной то, что он производит, и произвел какой-то определенный системный блок, а не якорь для лодки.
Поэтому только твоя фирма знает, что это такое вы купили и зачем.
Теперь о названиях. Прежде всего нужно решить вопрос с языком. На каком языке вести базу. Что это такое, о чем упомянула Серая Птица? Это флешка (на англ. языке), или накопитель информации? Это вентилятор или кулер? Опять это решите только вы. И как бы это ни было бы решено, решение должно быть однозначным и авторитарным.
Название любой товарной позиции должно ВСЕГДА начинаться с единственного числа существительного. Это одновременно является и названием соответствующей группы. Далее идут подгруппы по убыванию какой-либо значимости, но ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ОДИНАКОВО. Причем ВСЕГДА. Ненужное проще заменить пропуском (в цифре - ноль).
Другими словами, Нужно не писать в блокноте описание каждой группы или каждого товара, но написать один раз алгоритм описания товара. и раздать всем, кто имеет право вносить данные в базу. Это тоже не должны быть все подряд. Когда ты едешь в троллейбусе, у половины пассажиров есть с собой права, но ведет троллейбус только уполномоченный водитель.
Таким образом, номенклатура сводится к описанию товара Название-вес-цвет-материал-свойство4-свойство5-свойство6...... Это не решит абсолютно всех проблем, проблема Серой Птицей описана правильно, но количество таких случаев будет сведено к минимуму, который меньше критического уровня.
В чем хранить. Алгоритм должен быть распечатан из ворда и быть на каждом рабочем месте тех, кто вносит данные. А данные должны храниться только в СУБД, типа 1С и подобных. По крайней мере, эта база данных должна коррелировать с 1С, не переделывать же потом лишнюю работу.

Edited at 2015-01-10 10:32 pm (UTC)

Ну вот в распечатку я не сильно верю - потерять легко, листать много.

А вот про "вентилятор или кулер" - мне даже интересно было, перетрясла интернет на тему, что где-то же должен быть какой-то стандарт, как правильно, какие-то общепринятые наименование - неа, не нашла, беда-беда.
Мы, конечно, делаем в итоге под себя, куда деваться.

Главное чтобы ответственный был за прием товара и ввод новых категорий, иначе каждый будет вносить ровно так как ему будет удобнее.

Ну вот я как раз и пытаюсь сделать все максимально удобно и логично, и плюс с подсказками, чтобы не надо было постоянно контролировать)
А прием товара делает всего два человека, и те работают давно, и с ними вместе мы это все разрабатывает, как нам удобно и как оно "само проситься". Вроде как они сами заинтересованы в том, чтобы все красиво было)

  • 1